Прямой эффект

Posted: 31.10.2012 in Робота
Позначки:

Прямой эффект

Какая из стратегий КСО наиболее целесообразна с точки зрения экономической эффективности

В последнее время представители украинского бизнеса демонстрируют различные подходы к осуществлению корпоративной социальной ответственности. Одни направляют инвестиции на построение позитивного имиджа, реализуя программы корпоративной благотворительности, а также оказывая поддержку общественным организациям и органам власти при решении сложных социальных проблем. Другие, заботясь об эффективности использования вложенных средств, инвестируют в производство качественных товаров, развитие персонала, ресурсоэффективность. Третьи начинают серьезно осмысливать зарубежные модели организации и управления КСО, пытаясь осуществить построение украинских аналогов.

Однако при таком разнообразии подходов к инвестициям в социальную ответственность для многих управленцев нераскрытым остается вопрос: какая из стратегий КСО наиболее целесообразна для той или иной компании с точки зрения экономической эффективности?

На этапе становления бизнеса социальная ответственность является обязательной лишь на уровне выполнения предприятием требований нормативных документов

Анализ рыночных условий и методов управления социальной ответственностью национальных и международных компаний показал, что экономическая эффективность различных стратегий КСО чаще всего определяется не только отраслевыми особенностями бизнеса, но и этапом его эволюционного развития. А это значит, что для различных компаний эффективность инвестиций в те или иные программы КСО может существенно отличаться.

Базовый уровень

На этапе становления бизнеса социальная ответственность является обязательной лишь на уровне выполнения предприятием требований нормативных документов. К ним относятся кодексы, законы и подзаконные акты, регулирующие налоговую, экологическую и социальную сферы. Ответственность за выполнение этих норм несет, как правило, руководство и начальники соответствующих отделов и подразделений.

В случае, когда предприятие нарушает требования государственных законов, соответствующие инстанции накладывают на организацию штрафные санкции или даже могут лишить лицензии на определенный вид деятельности. Следовательно, основным прямым эффектом от реализации социально ответственной деятельности на данном этапе является избежание экономических потерь от вышеперечисленных рисков.

Обеспечение конкурентоспособности

Следующий этап можно связать с добровольной инициативой предприятий в рамках обеспечения текущей конкурентоспособности. Социальная ответственность бизнеса на этом этапе выходит за пределы обязательных государственных норм. Она характеризуется как деятельность, которая непосредственно связана с основными бизнес-функциями предприятия и чаще всего направлена на внутренний круг заинтересованных сторон.

Реализация социальных инициатив подчинена тактическим целям повышения конкурентоспособности и направлена на получение прямых экономических эффектов за счет развития конкурентных преимуществ — повышение производительности труда, уменьшение издержек производства (ресурсосбережение), эффективное удовлетворение потребностей, формирование позитивного имиджа и репутации и др. Управление программами КСО на этом этапе может осуществляться отделами HR, маркетинга и PR с подключением специалистов различных структурных подразделений предприятия.

Методическим инструментарием здесь выступают внутренние и отраслевые программы, принципы, стандарты и положения.

Роль государственного управления, как правило, исключительно методическая. Она нередко проявляется в работе определенных министерств, комитетов, государственных научно-исследовательских институтов и других учреждений, учитывающих социально ответственный контекст в процессе подготовки внутриотраслевых стандартов, положений, генеральных соглашений и пр.

Выход на внешние рынки

Третий этап развития рынка определяет КСО как обязательный элемент для компаний, выходящих на новые рынки сбыта. Так, многие зарубежные предприятия ключевым условием партнерства выдвигают соответствие контрагента особым стандартам, которые включают требования к социальным аспектам деятельности организации (например, стандартам ISO 14000, ISO 9000, OHSAS 18000, SA 8000). Иными словами, решение социальных вопросов вполне вписывается в международные регуляторные нормы, а они как раз и являются частью социальной ответственности бизнеса.

Согласно сущности вышеуказанных стандартов, управление КСО на этом этапе имеет форму интегрированной системы с подключением различных отделов и департаментов, ответственных за ту или иную сферу деятельности.

Стратегия системного подхода

В процессе анализа отечественных и зарубежных практик инвестирования в проекты социальной ответственности можно выделить так называемую стратегию системного подхода к КСО. Наиболее затратная с точки зрения инвестиций стратегия организации КСО целесообразна для компаний — отраслевых лидеров, основной целью которых является обеспечение будущей конкурентоспособности и устойчивого развития в долгосрочной перспективе.

На данном этапе развития бизнеса социальные инициативы перестают быть направленными на получение отдельных экономических эффектов — минимизацию штрафов, повышение объемов продаж и лояльности, снижение стоимости производства, выход на внешние рынки и др. Меры КСО тесно сопряжены с миссией предприятия и предстают в качестве элементов единой системы.

Реализация элементов КСО происходит на уровне всех основных структурных подразделений компании.

Третий этап развития бизнеса определяет КСО как обязательный элемент для компаний, выходящих на новые рынки сбыта

Таким образом, когда предприятие соответствует государственным требованиям и достигло определенного уровня конкурентоспособности на внутреннем и внешних рынках, системно организованная совокупность социальных обязательств начинает выполнять функцию обеспечения экономических выгод в будущем. Реализация стратегии системного подхода, наряду с существующими экономическими эффектами, позволяет достигнуть минимизации рисков экономических потерь, связанных как с прогнозируемыми, так и с трудно прогнозируемыми кризисными явлениями.

С целью системного управления КСО на предприятии целесообразно создавать соответствующие отделы или департаменты, основной функцией которых будет разработка и контроль мероприятий по гармонизации интересов заинтересованных сторон, связанных и не связанных напрямую с основной деятельностью компании.

В качестве методического инструментария могут использоваться положения и стандарты международных инициатив — UN Global Compact, GRI, ISО, World Bank, BSR и др.

Залишити відповідь

Заповніть поля нижче або авторизуйтесь клікнувши по іконці

Лого WordPress.com

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис WordPress.com. Log Out / Змінити )

Twitter picture

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Twitter. Log Out / Змінити )

Facebook photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Facebook. Log Out / Змінити )

Google+ photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Google+. Log Out / Змінити )

З’єднання з %s