О добровольном и невольном

Posted: 31.10.2012 in Робота
Позначки:

О добровольном и невольном

Европейский союз намерен усилить контроль над управлением экономикой и «добровольно обязать» бизнес следовать правилам КСО
Еще несколько лет назад кризис заставил Европу искать возможные пути выхода из сложной экономической ситуации. Новые направления развития были представлены в стратегии «Европа 2020: стратегия разумного, устойчивого и всеобъемлющего роста». Одним из главных факторов укрепления экономики в ЕС считают именно устойчивый рост, основанный на целесообразном использовании ресурсов, экологии и конкуренции. В данном контексте стратегия по корпоративной социальной ответственности «Реализуя партнерства ради развития и создания рабочих мест: делая Европу образцом для КСО» 2006 года уже не отвечала требованиям времени. Необходимы были новые рычаги влияния. Поэтому 25 октября 2011 года была принята новая стратегия Европейской комиссии по КСО. Амбициозные и детально прописанные планы Стратегии 2011–2014 гг. четко показывают, что Евросоюз намерен усилить контроль над управлением экономикой и «добровольно обязать» бизнес следовать правилам КСО. Можно с уверенностью констатировать: Европа начала решительные действия по отношению к устойчивому развитию на высшем политическом уровне.

Изменения

Стратегия 2011–2014 гг. впечатляет не только своими масштабами: приглашением правительств всех стран — членов ЕС к разработке национальных политик и планами по информированию клиентов о соответствии критериям этичных или ответственных вложений инвестиционными фондами и финансовыми институциями, но и конкретными сроками: до 2014 года — период работы комиссии данного состава.

Цель новой Стратегии: создать условия, благоприятные для устойчивого роста, ответственного бизнес-поведения и постоянной занятости в среднесрочной и долгосрочной перспективах. Комиссия намерена ввести единые внутренние рамки для внутренних политик разных стран ЕС в сфере КСО, чтобы избежать различий, которые могут негативно отразиться на компаниях, работающих в нескольких странах содружества.

Ключевое изменение по сравнению с политикой 2006 года — определение корпоративной социальной ответственности. Несмотря на то что в целом оно достаточно распространенное, краткий слоган-дефиниция КСО стал абсолютно доступен и понятен для многих: «Ответственность предприятий за свое влияние на общество». В этом новом обозначении КСО все так же остается важным диалог с заинтересованными сторонами и взаимодействие с ними.

Еще один существенный момент: отказ от принципа добровольности — краеугольного камня в фундаменте КСО. Невзирая на то что Стратегия признает, что компании делают больше, чем требует законодательство, и приветствует саморегуляционные процессы в бизнес-среде, теперь, говоря о том, что бизнес должен развивать КСО, «…Европейская комиссия …признает, что некоторые регуляции стимулируют КСО», поэтому государственные органы власти должны поддерживать развитие КСО, применяя микс политики добровольности и регуляции.

Цель Стратегии КСО 2011–2014 гг.: создать условия, благоприятные для устойчивого роста, ответственного бизнес-поведения и постоянной занятости в среднесрочной и долгосрочной перспективах

Кроме того, в новом документе четче показана связь между корпоративной социальной ответственностью, бизнес-стратегией и прибылью: говорится, что «цель КСО — это максимализация создания общей ценности для собственников/акционеров и других заинтересованных сторон и общества в целом, а также определение, предотвращение и снижение возможного негативного влияния». Практически вторым предложением в Стратегии показан так называемый бизнес-кейс по социальной ответственности, а именно: «Почему КСО выгодно предприятию» и «Почему КСО компании выгодно обществу». Таким образом, Европейская комиссия еще раз акцентирует, что социальная ответственность компании выгодна всем заинтересованным сторонам, а развитие бизнеса влияет на развитие общества.

В целом, несмотря на позитивную статистику внедрения КСО в странах ЕС, Европейская комиссия отмечает и некоторые минусы. Большинство компаний в Европе все еще не интегрировали социальные и экологические вопросы в свою деятельность. Кроме того, некоторые европейские компании обвиняют в несоблюдении прав человека и трудовых стандартов. И лишь 15 из 27 стран — членов ЕС имеют национальные политики по КСО.

Чтобы исправить ситуацию, необходимо достичь баланса в отношении заинтересованных сторон к КСО, четко объяснить, что ожидается от предприятий в контексте новой Стратегии, и «вознаграждать» компании за ответственное бизнес-поведение через инвестиции и государственные закупки.

Особенности

По-новому в Стратегии 2011–2014 гг. реализован подход к КСО малого и среднего бизнеса: появилось понимание того, что социальная ответственность зависит от размера предприятия и масштабов его деятельности. Впервые Европейская комиссия признает, что для большинства представителей малого и среднего бизнеса, особенно микропредприятий, КСО останется «неформальной и скорее интуитивной», — и это еще один сигнал нового документа.

Впервые в Стратегии, ориентируясь на Глобальный договор ООН, перечислены сферы КСО: права человека, трудовые практики (например, обучение, разнообразие, гендерное равенство, здоровье и благополучие работников), экологические вопросы (такие как биоразнообразие, изменение климата, эффективность использования ресурсов, оценка жизненного цикла и предотвращение загрязнения), борьба со взяточничеством и коррупцией. Также на основе ISO 26000 добавлены следующие направления КСО: участие в развитии общин, интеграция лиц с физическими недостатками и интересы потребителей, цепь поставщиков, корпоративное волонтерство, прозрачность.

Стратегия 2011–2014 гг. не будет иметь сильного прямого влияния на Украину, поскольку главным образом направлена на решение внутренних задач ЕС

Новая Стратегия опирается на такие международные нормы и стандарты:

• Руководящие принципы ОЭСР для многонациональных компаний;

• 10 принципов Глобального договора ООН;

• Стандарт по социальной ответственности ISO 26000;

• Трехсторонняя декларация принципов МОТ, которые относятся к многонациональным корпорациям и социальной политике;

• Руководящие принципы ООН по вопросам бизнеса и прав человека;

• Глобальная инициатива по отчетности (в контексте отчетности).

В новой Стратегии Европейская комиссия впервые говорит о том, что КСО и социальное предпринимательство — это не одно и то же. Кроме того, признается тот факт, что КСО вносит свой вклад в развитие социального диалога и дополняет его.

Европейская комиссия предложила реализовать до 2014 года 30 инициатив, из которых:

• 11 — для лучшего взаимодействия между международным и европейским подходом к КСО;

• 5 — для улучшения видимости КСО и распространения лучших практик;

• 4 — для большего количества рыночных вознаграждений по КСО (ответственное потребление, ответственное инвестирование и ответственные государственные закупки);

• 4 — для повышения доверия к бизнесу и улучшения отчетности;

• 3 — для интеграции КСО в образование, тренинги и исследования;

• 2 — для стимулирования и сравнения национальных планов действия стран — членов ЕС;

• 1 — для разработки гайда по лучшим практикам по саморегуляции и регуляции.
Важно, что Европейская комиссия отмечает необходимость повышения видимости КСО, обязуясь создать в 2013 году площадки с привлечением заинтересованных сторон для продвижения КСО по секторам и инициировать награду за партнерство между компаниями и другими заинтересованными сторонами в 2012 году. Также комиссия заявляет о своих планах начать дискуссию о роли бизнеса в обществе XXI века, чтобы разработать общее понимание и ожидания, а затем проводить периодические опросы доверия граждан к бизнесу и их отношения к КСО.

Европейская комиссия заявляет о постоянном мониторинге Стратегии и проведении в середине 2014 года мероприятия по оценке ее реализации. В начале 2012 года запланирована новая коммуникация по нефинансовой отчетности, но в переносе сроков сомневаться не приходится. Нефинансовая отчетность и ее обязательность — это очень дискуссионная тема, учитывая, что нефинансовые отчеты готовит около 1% из всех компаний в ЕС. Однако «слишком мягкой» новая коммуникация по нефинансовой отчетности явно не будет — новая Стратегия по КСО 2011–2014 гг. это доказала.

Стратегия 2011–2014 гг. и Украина

В новой Стратегии есть отдельный пункт о роли КСО в политике развития ЕС. Европа хочет стать лидером в отношениях с другими государствами и регионами, поэтому:

• страны, желающие вступить в ЕС, должны придерживаться принципов и политики, приведенных в документе;

• Европейская комиссия продолжит распространять принципы КСО и обеспечивать предприятиям ЕС положительное влияние на иностранные экономики и общества;

• Европейская комиссия предлагает решать вопрос КСО в диалогах с партнерами и регионами.

Государственные органы власти должны поддерживать развитие КСО, применяя микс политики добровольности и регуляции

Европейский союз — один из крупнейших партнеров и инвесторов Украины, и, безусловно, те процессы, которые там происходят, определенным образом влияют и на нашу страну. Однако данная Стратегия не будет иметь сильного прямого влияния на Украину, поскольку главным образом направлена на решение внутренних задач. Главная ее цель — поднять европейскую экономику до уровня устойчивого развития.

Другой вопрос, что повлечет за собой реализация этой Стратегии в обозримом будущем. Разработка национальных политик КСО, более жесткая регуляция деятельности компаний, «добровольная» необходимость нефинансовой отчетности и т. д. — очевидно, что со временем эти же требования европейский бизнес начнет выдвигать и украинским партнерам. Многие уже выдвигают. И нашим компаниям важно быть готовыми к этим новым реалиям, поскольку Стратегия после 2014 года вполне может быть более требовательной по отношению к внешним партнерствам и инвестициям.

Более того, сегодняшняя «малоощутимость» этих процессов может сыграть злую шутку с украинскими компаниями, поскольку КСО в ее новом понимании — это не благотворительные акции и своевременная выплата зарплаты. Для реализации своей корпоративной социальной ответственности отечественные компании должны интегрировать социальные, экологические, этические задачи, а также соблюдение прав человека и отношения с потребителями в ключевую бизнес-стратегию.

Поэтому чтобы было, о чем говорить завтра, нужно начинать работать в этом направлении уже сегодня.

Залишити відповідь

Заповніть поля нижче або авторизуйтесь клікнувши по іконці

Лого WordPress.com

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис WordPress.com. Log Out / Змінити )

Twitter picture

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Twitter. Log Out / Змінити )

Facebook photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Facebook. Log Out / Змінити )

Google+ photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Google+. Log Out / Змінити )

З’єднання з %s