Благие намерения

Posted: 31.10.2012 in Робота
Позначки:

Благие намерения

Как в Украине развивается корпоративное волонтерство и что ему мешает

Что такое корпоративное волонтерство? Зачем это нужно компаниям? Какую реальную пользу оно приносит сотрудникам? Способны ли программы корпоративного волонтерства эффективно решать социальные проблемы, помогая обществу? Ответы на все эти вопросы в мировом сообществе уже давно получены, посчитаны и проанализированы. В Украине же корпоративное волонтерство только начинает набирать обороты. Западная модель волонтерства, основанная на информировании работников о проводящейся акции, в нашей стране неэффективна. Украинцы привыкли следовать за лидером, который будет вдохновлять людей личным примером.

Корпоративное волонтерство — это добровольное участие сотрудников в реализации различных социальных программ своей компании (или при ее поддержке). Корпоративное волонтерство рассматривается как часть корпоративной благотворительности — добровольного выделения организацией ресурсов на поддержку социальных проектов.

Хотя, если посмотреть на это явление под другим углом, то оно хорошо знакомо представителям старшего поколения. Все крупные предприятия обязательно имели подшефные учреждения, куда регулярно приезжали. Шефы встречались со школьниками или пожилыми людьми, рассказывали о своих профессиях, о том, как хорошо работать на их заводе/фабрике, помогали облагораживать территорию. Регулярные выходы на субботники тоже были обязательным пунктом программы начала весны. К ним можно было относиться по-разному, но главное — участвовать в них должны были все.

Сегодня — новый этап в развитии этого феномена. Как минимум 20 крупных компаний в Украине активно реализуют программы корпоративного волонтерства. Практика волонтерского движения постепенно становится привычной. Едва ли не каждое частное предприятие среднего масштаба в Киеве может похвастаться тем, что его сотрудники хотя бы раз вышли в парк, чтобы убрать территорию, посадить деревья, либо съездили в детский дом или интернат, чтобы отвезти подарки, провести время с детьми, поделиться с ними своими знаниями.

Опыт и оценка

В 2010 году «Фонд Восточная Европа» провел в Украине национальный этап европейского конкурса программ корпоративного волонтерства, цель которого — представление лучших практик, помогающих различным социально уязвимым группам преодолеть барьеры на пути к трудоустройству. Европейский конкурс, в котором приняли участие компании из 22 европейских государств, был инициирован известной в сфере КСО британской организацией Business in the Community. Участие в этом мероприятии в качестве партнера помогло «Фонду Восточная Европа» приобрести уникальный опыт, ознакомиться с 60 лучшими европейскими программами по корпоративному волонтерству, вышедшими в финал международного конкурса, а также проанализировать состояние дел на этом рынке в Украине. Всего на международный конкурс было подано свыше 250 (!) программ.

Знакомство с лучшими европейскими практиками помогло понять, что такие программы действительно эффективно решают социальные проблемы местных общин и даже могут влиять на решение проблем на национальном уровне. Например, победитель европейского конкурса, крупная турецкая компания, внедряя важную программу по доступу к образованию по всей стране, активно реализует программу корпоративного волонтерства как один из элементов стратегии КСО. Победители из числа компаний малого бизнеса предоставили очень убедительные кейсы, демонстрирующие, что даже имея ограниченные человеческие и финансовые ресурсы, можно изменить мир к лучшему.

Формула успеха корпоративного волонтерства предполагает, что от программы получают пользу все участники: сотрудники-волонтеры, сама компания и местные сообщества (или более узкая целевая группа, выбранная компанией). А залогом эффективности и успешности являются мотивация сотрудников, искренняя заинтересованность и участие топ-менеджмента компании. Эта формула подтверждена и мировой, и украинской практиками.

Осенью 2011 года Украинский форум благотворителей, Центр социальных программ компании «РусАл» и «Фонд Восточная Европа» провели в Николаеве международную конференцию «Корпоративное волонтерство: трехмерное измерение». Это событие собрало более 130 представителей бизнеса и общественных организаций из семи стран, чтобы обсудить, как развивается корпоративное волонтерство, зачем оно нужно компаниям, а также для того, чтобы познакомиться с успешными практиками крупных международных и украинских компаний. На мероприятии было презентовано порядка 30 различных кейсов, представляющих опыт европейских стран, США, России и Украины.

В 2011 году «Фонд Восточная Европа» в партнерстве с сетью Глобального договора ООН, Европейской Бизнес Ассоциацией, программой «Волонтеры ООН», Американской торговой палатой, Украинским форумом благотворителей и Корпусом мира США инициировали проведение в Украине очередного конкурса по корпоративному волонтерству. Главная цель — собрать и представить как можно больше эффективных программ по корпоративному волонтерству, чтобы последователи могли выбрать себе подходящую модель и адаптировать ее на своем предприятии.

По информации ООН, сегодня в мире насчитывается около 109 млн волонтеров

Показательным является тот факт, что в этом году получено втрое больше заявок, чем в прошлом. Некоторые компании прислали заявки впервые, в частности life:), объявивший о старте программы корпоративного волонтерства. Ряд компаний уже занимается этим системно, например, компания «Киевстар», которая стратегически подходит к внедрению программы по корпоративному волонтерству, дополняя ее социальными инвестициями. Так, с 2009 года компания реализует комплексную программу по безопасности детей в интернете, что напрямую связано с сектором бизнеса. В 2011 году силами волонтеров «Киевстара» по всей Украине были проведены семинары по безопасности детей во Всемирной сети для более чем 4 тыс. родителей, проинформировано свыше 5 тыс. учителей, организованы уроки для более чем 2 тыс. детей. Менеджмент компании наряду с сотрудниками-волонтерами принимает участие в программе: проводит открытые уроки, квесты, рассказывая о важности безопасности детей в интернете. Социальная программа компании «Киевстар» включает различные элементы, при этом программа по корпоративному волонтерству является ее неотъемлемой частью.

Активно реализуются программы по корпоративному волонтерству и в компаниях, работающих на рынке консалтинга. Так, волонтеры-сотрудники компании PwC помогают выпускникам Бучанской школы-интерната подготовиться к взрослой жизни и достичь успеха. Основными причинами выбора такого направления компания называет актуальность проблемы для украинского общества, а также инициативу и заинтересованность самих специалистов компании. Руководство PwC поддерживает волонтеров, предоставляя возможность использовать рабочее время для реализации этой программы. Основной ее ресурс — рабочее время, опыт и профессиональные знания сотрудников.

Компания «Эрнст энд Янг» реализует целый комплекс инициатив по корпоративному волонтерству. Учитывая специфику сектора, в котором работает компания, большое внимание уделяется инициативам в сфере образования. Цель — дать качественные практические знания студентам, помочь раскрыть свой потенциал. Основная идея — подготовить молодежь, в том числе уязвимые группы, к профессиональной карьере, предоставляя время, знания и навыки сотрудников и менеджмента компании. В «Эрнст энд Янг» уверены, что волонтерские инициативы поддерживают бизнес-стратегию, логично дополняя политику по рекрутингу, развитию и удержанию персонала, и общую стратегию по корпоративной социальной ответственности.

Предварительные результаты

Анализируя программы украинских компаний по корпоративному волонтерству, с уверенностью можно сказать, что уроки из лучшего европейского и американского опыта усвоены. Зачастую это связано с тем, что корпоративное волонтерство является частью стратегии по КСО материнских компаний.

Отрадным можно считать и тот факт, что компании четко определяют для себя цели и стратегии развития, принимая во внимание интересы своего бизнеса, пользу для общества и сотрудников. Корпоративное волонтерство — это часть КСО-стратегии, которая в свою очередь является частью бизнес-стратегии, поэтому такая программа обязательно должна приносить пользу бизнесу. Это может быть экономия на рекрутинге, продвижение услуг и продуктов, формирование репутации как ответственного бизнеса, построение команды, улучшение климата в коллективе и др. И это правильно.

В Украине волонтерами являются около 10% населения, 80% из них — молодеж

Главным в этом вопросе все же остается то, как компания относится к своим сотрудникам-волонтерам. Прошлый опыт показывает, как легко можно свести к нулю все хорошие инициативы, если не ценить и не мотивировать персонал, который готов поделиться с обществом частью себя. Иногда это уникальные знания и опыт, который человек собирал по крупицам, обучаясь теории и практике своей профессии, что является его сильным конкурентным преимуществом на рынке труда. Очень важный аспект — это время, которого так не хватает в наш век.

Очень много написано о том, что приносит сотрудникам участие в волонтерстве. Однако пока эти аргументы не перейдут из теории в практику, пока работник сам не примет участие в программе, не пропустит ее через себя, не увидит, что его труд помог кому-то, все это, скорее всего, так и останется благими намерениями.

Что касается пользы для общества, то в данном случае важно то, какую проблему выберет компания для своих волонтерских интервенций: действительно ли у нее есть потенциал и видение решения именно этой проблемы? На чем базируется это видение: на консультациях со Всемирной паутиной или на конструктивном диалоге с экспертами, которые давно занимаются решением этой социальной проблемы и имеют уникальную экспертизу по этому вопросу? Практика показывает, что часто в решении социальных проблем глобальные корпорации объединяют свои усилия с экспертными негосударственными организациями, которые знают, понимают, а главное — уже давно работают над решением конкретных социальных проблем. Тогда инвестиция компании может принести намного больше пользы.

Залишити відповідь

Заповніть поля нижче або авторизуйтесь клікнувши по іконці

Лого WordPress.com

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис WordPress.com. Log Out / Змінити )

Twitter picture

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Twitter. Log Out / Змінити )

Facebook photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Facebook. Log Out / Змінити )

Google+ photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Google+. Log Out / Змінити )

З’єднання з %s