Без фальши

Posted: 31.10.2012 in Робота
Позначки:

Без фальши

Без должного внимания к трудовым отношениям компания рискует получить серьезные потери в лояльности персонала, продуктивности труда, конкурентоспособности и репутации

Сегодня корпоративная социальная ответственность представляет собой комплекс решений и подходов, который состоит из огромного массива передовых систем управления, включающего вопросы экологии, стандартизации, управления нефинансовыми рисками, контроля качества, прав человека и пр. При этом многие забывают о том, что КСО зарождалась из трудовых взаимоотношений сотрудника и работодателя, а также соблюдения прав человека на рабочем месте.

КСО зарождалась из трудовых взаимоотношений сотрудника и работодателя, а также соблюдения прав человека

Нельзя сказать, что существующие стандарты и подходы оставляют без внимания этот аспект. В частности, в руководящих десяти принципах Глобального договора ООН (ведущая международная инициатива, объединяющая социально ответственный бизнес) четыре посвящено именно вопросам трудовых отношений. В другом базовом документе по КСО — Руководстве по корпоративной социальной ответственности ISO 26000 (признанный международный стандарт) этой теме отведен целый ряд разделов, в которых достаточно детально прописано, что именно подразумевается под данной областью и какие действия ожидаются от компании в этом направлении. Такая же высокая значимость вопросов, связанных с трудом, легко отслеживается во всех ведущих инициативах, стандартах и подходах, вплоть до наполнения фондовых индексов и содержания критериев при принятии инвестиционных решений на уровне межгосударственных отношений.

Следуя закону

Если присмотреться внимательнее, то окажется, что большинство рекомендаций в области трудовых практик в рамках подходов по корпоративной социальной ответственности и устойчивому развитию de facto уже выполняются отечественными законопослушными компаниями. Причиной тому является излишне зарегулированный в пользу работника Трудовой кодекс, который достался Украине в наследство от СССР. Национальная компания, ведущая свою деятельность в правовом поле, уже выполняет по отношению к работнику комплекс серьезных обязательств, который вполне может считаться образцом, например, в странах, проповедующих либеральные модели капитализма.

Такое положение дел зачастую на руку компаниям, которые демонстрируют лидерство и берут на себя социально ответственные обязательства. К примеру, наша компания ASM Consulting в этом году участвовала в проекте по подготовке нефинансовой отчетности по международному стандарту GRI для Платинум Банка. И в данном случае нам не составило особого труда аккумулировать необходимый объем индикаторов для соответствующего уровня применения стандарта, и в некоторой степени это получилось благодаря индикаторам в рамках регулирования вопросов трудовых отношений.

Банк работает открыто в соответствии с национальным законодательством, прозрачно, платит белую зарплату, имеет прекрасный образец коллективного договора. Это, безусловно, помогло продемонстрировать высокий уровень менеджмента и зрелости компании по отношению к своему персоналу, а также понимание своего места и роли в обществе в более широком социально ответственном контексте. В свою очередь, подобное проявление социально ответственных подходов усилило репутацию и известность банка, а также содействовало достижению стратегических целей и задач компании.

Роль «скрытых» коммуникаций

Дополнительно следует отметить: должное внимание трудовым вопросам — это также ключевой фактор в плоскости обеспечения высокой эффективности труда, лояльности и самоотдачи персонала и, как результат, высокой конкурентности организации. Многие упускают из вида аспект «скрытых» коммуникаций: по сути, каждый сотрудник — это «посол» компании, который несет за ее стены информацию, вызывающую наибольшее доверие. И, конечно, именно трудовые аспекты, имеющие непосредственное отношение к работнику, играют для него ключевую роль.

Большинство рекомендаций в области трудовых практик в рамках подходов по корпоративной социальной ответственности и устойчивому развитию de facto уже выполняются отечественными законопослушными компаниями

В Украине есть много компаний, штат которых насчитывает десятки тысяч сотрудников. Они каждый день у себя в семье, в кругу друзей или просто в неформальном общении дают оценку своему работодателю, по тем или иным критериям характеризуя свое отношение к работе. Несложно представить позитивный эффект от подобных рекомендаций. Никакая PR-служба не сможет успешно конкурировать с влиянием мнения тысяч сотрудников конкретной компании.

Такие подходы, как высокий приоритет соблюдения трудовых стандартов для своих сотрудников, успешно демонстрируют предприятия группы СКМ, в первую очередь Метинвест, ДТЭК и life:). Результаты налицо: СКМ — лучший работодатель страны, с высокой репутацией и серьезными производственными результатами. Подобной идеологии следуют «Киевстар» и «МТС Украина», представительства западных компаний «Эмвей Украина», «МЕТРО Кэш энд Керри Украина», «Майкрософт Украина» и многие другие ведущие компании, представленные сегодня в рейтинге КСО журнала «ГVардия».

Несложно проследить взаимосвязь между высокими трудовыми стандартами компании и вовлеченностью персонала, мотивацией его труда и, как следствие, повышением производительности, оптимизацией затрат, высокой эффективностью всех бизнес-процессов и общей устойчивостью развития предприятия.

К сожалению, существуют и противоположные примеры. Компания, крупный дистрибьютор автомобилей в Украине, недавно подготовила первый социальный отчет, в котором заявила о приверженности принципам КСО. В поддержку была начата активная PR-кампания, демонстрирующая широкой аудитории уважение компании к своим работникам, высокие стандарты управления персоналом и пр. Предложенный компанией опыт в области HR был даже удостоен призового места на конкурсе бизнес-кейсов по КСО.

Но, как впоследствии выяснилось, компания не уделяла особого внимания базовым принципам КСО в части трудовых стандартов: общественностью были отмечены нарушения и злоупотребления. Представитель компании не смог дать вразумительный ответ на внезапный вопрос из зала по поводу задолженности в выплате заработных плат (базовый аспект трудовых практик КСО. — Прим. ред.) и объяснить, как этот факт согласуется с декларируемыми «высокими стандартами в отношении работников» и приведенным опытом на национальном конкурсе бизнес-кейсов. В итоге, помимо внутренних потерь в показателях лояльности персонала и продуктивности труда, налицо репутационный урон, потраченные впустую на сопроводительный пиар средства, а также то, что компания стала предметом закулисных дискуссий экспертов о «чистке рядов» социально ответственных компаний в Украине.

Стремясь к прозрачности

В Украине примеры коммуникационных провалов, описанных выше, только начинают выставлять на суд широкой публики. Тогда как в странах Западной Европы и США подобное общественное внимание уже работает в полную силу, формируя мейнстрим коммуникаций по КСО. Выделился даже специальный тип общественных организаций — watch dogs, которые непосредственно занимаются мониторингом деятельности компаний, особенно позиционирующих себя социально ответственными. Именно эти структуры выявляют малейшие злоупотребления доверием и искажения правдивости информации. Уже сегодня можно прогнозировать подобное развитие ситуации и у нас.

Итогом этой статьи, наверное, следует сделать лозунг: «Если говоришь о КСО, в первую очередь подумай о работниках и, конечно, не фальшивь». Ведь большинство сегодняшних «нападок» со стороны правительств и общественных организаций в сторону компаний идут именно по статье «трудовые стандарты». Другими словами, трудовая сфера — это не только отношения «работодатель — работник» по вопросам условий труда, но и сфера коммуникаций, напрямую влияющая на нематериальные активы компании, такие как доверие, репутация, социальный капитал.

Залишити відповідь

Заповніть поля нижче або авторизуйтесь клікнувши по іконці

Лого WordPress.com

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис WordPress.com. Log Out / Змінити )

Twitter picture

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Twitter. Log Out / Змінити )

Facebook photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Facebook. Log Out / Змінити )

Google+ photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Google+. Log Out / Змінити )

З’єднання з %s